Отчеты о мероприятиях
Отчет
о проведении 1 модуля КПК для преподавателей вокально-хоровых дисциплин
«Теория и практика преподавания вокально-хорового искусства: традиции и новаторство»
29 марта – 01 апреля 2021 года состоялся 1 модуль курсов повышения квалификации для преподавателей вокально-хоровых дисциплин по дополнительной профессиональной образовательной программе «Теория и практика преподавания вокально-хорового искусства: традиции и новаторство», в объеме 27 часов.
Форма обучения: очно – заочная (дистанционная - на электронной образовательной платформе КОУМЦ)
Организатор: Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной учебно-методический центр».
Цель обучения: повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области вокально-хорового искусства, совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня преподавателей.
Задачи:
- развивать общекультурные компетенции на основе изучения проблем дирижерского искусства и музыкальной психологии;
- повысить общепрофессиональные компетенции, связанные с систематизацией музыкально-теоретических знаний и методики анализа явлений музыкального искусства;
- совершенствовать профессиональные компетенции, направленные на решение педагогических задач, связанных с развитием исполнительских качеств у участников хорового коллектива;
- ориентировать на систематическое совершенствование умений применять приобретенные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в педагогической и художественно-творческой работе.
Категория обучающихся: преподаватели вокально-хоровых дисциплин организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций отрасли «Культура», специалистов учреждений культурно - досуговой направленности отрасли «Культура»
На 1 модуле КПК обучалось 15 человек из 9 учреждений Костромской области:
- Детская музыкальная школа № 1 им. М. М. Ипполитова - Иванова города Костромы – 4 чел.
- Детская школа искусств № 2 города Костромы – 2 чел.
- Детская музыкальная школа № 9 города Костромы – 1 чел.
- Детская школа искусств № 6 города Костромы – 2 чел.
- МБОУ г. Костромы «СОШ № 22» - 1 чел.
- МКОУДО «Сухоноговская ДШИ» - 1 чел.
- МБУДО «Вохомская ДШИ» - 1 чел.
-МКОУДО «Минская ДШИ» Костромского муниципального района Костромской области – 1 чел.
- МКУДО «Детская школа искусств муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области – 2 чел.
По отзывам обучающихся, программа составлена на высоком профессиональном уровне, привлечены ведущие специалисты Костромского областного музыкального колледжа, Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В. Собинова, Детской школы искусств № 6 г. Костромы, ЦДТ г. Костромы «Ипатьевская Слобода», епархиального Центра Пения при отделе религиозного образования и катехизации Костромской митрополии
Обучение осуществлялось на основе деятельностного подхода, который реализовался через самостоятельную и групповую деятельность обучаемых, наблюдательную практику, диалоговые методы работы.
Программа обучения предусматривала изучение учебных материалов в дистанционном формате: на электронной образовательной платформе КОУМЦ, и проведение в очном формате мастер-классов, открытых уроков, лекционных занятий по профилю.
На электронной образовательной платформе КОУМЦ представлены видео-лекции, презентации, ПДФ - файлы по темам:
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Основы разновозрастной педагогики.
- Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми
- Хоровой класс – наблюдательная практика
- Этика общения в системе дополнительного образования
- Методическая работа преподавателя
- Безопасность жизнедеятельности.
В очном формате интереснейшую, обширную образовательную лекцию с презентацией и видео-иллюстрациями к изучаемому материалу по теме «История дирижерского исполнительства» провела Волкова Людмила Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, председатель предметно-цикловой комиссии дирижерско-хорового отделения, преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель Смешанного хора ОГБУСПО «Костромской областной музыкальный колледж».
Открытые занятия по хоровому классу: с хором учащихся младших классов «Весёлые нотки» и Сводным хором старших классов Детской школы искусств № 6 и Детской музыкальной школы № 9 города Костромы «Созвучие», на высоком профессиональном уровне провела Павловская Татьяна Михайловн, преподаватель Детской школы искусств № 6 города Костромы, руководитель детских хоровых коллективов. Концертмейстер - Авраменко Анна Сергеевна. Слушателям курсов была представлена вокально-хоровая работа с детьми с использованием методики Д. Е. Огороднова: работа над дыханием, звукообразованием; работа над музыкальным материалом в многоголосных сочинениях концертного репертуара детских хоровых коллективов.
С целью воспитания высокой слуховой активности, совершенствования и выравнивания профессиональных качеств музыкального слуха хоровиков проведены занятия по теме «Хоровое сольфеджио».
Задачи хорового сольфеджио – это подготовка слуха к исполнению хоровой концертной программы разных жанров и стилей, координация слуха и исполнения. Во время пения упражнений на хоровом сольфеджио происходит настройка слуха, а вместе с тем голоса, внимания направленного на исполнение музыки определенного стиля.
По теме «Хоровое сольфеджио» мастер-классы со Сводным хором старших классов Детской школы искусств № 6 и Детской музыкальной школы № 9 города Костромы «Созвучие», а затем со сводным хором хормейстеров - слушателей курсов повышения квалификации, провела Минакова Надежда Александровна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей квалификационной категории Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л. В. Собинова, художественный руководитель и дирижёр Женского хора колледжа, художественный руководитель детского хора «Канцона» ДШИ г. Ярославля.
Выдающийся хоровой дирижёр Г.А. Дмитревский говорил о том, что сольфеджио это не профилирующий предмет, а сама специальность. По его мнению, если сольфеджио преподается в специально хоровом разрезе, то обучение в классе хорового сольфеджио дает преподавателю больше средств и возможностей активного воздействия на ученика в отношении профессии.
В программу курсов повышения квалификации так же была включена тема «Особенности церковного пения: структура, певческий материал, исполнение, управление». Рассматриваемое просто как пение, как одна из отраслей искусства и художественного творчества, по своему влиянию на эстетическое развитие человека, церковное пение имеет художественно-воспитательное значение. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Данную тему курсов раскрыла Бедрицкая Мария (Любовь) Ивановна, псаломщик - регент Костромской епархии, руководитель епархиального Центра Пения при отделе религиозного образования и катехизации Костромской митрополии, руководитель детской вокально-хоровой Студии «Камертон» ЦДТ «Ипатьевская Слобода». Слушателям курсов была предложена работа с музыкальным и текстовым материалом. Даны разъяснения, показаны вокальные примеры, со слушателями проведена работа по чтению с листа.
По итогам проведения 1 модуля курсов повышения квалификации 92% слушателей оценили образовательную ценность курса как «Высокая».
100% слушателей оценили сложность содержания курса как «Адекватный, соответствует современной практике».
Качество содержания курса на «5» баллов оценили 67% слушателей.
Обучающиеся считают уровень курса достаточно наполненным. Самым ценным и полезным - участие в практике работы с хоровыми коллективами.
Обучающиеся выразили благодарность за организацию, выразили пожелание «почаще бы такие курсы».
По окончании 1 модуля курсов повышения квалификации на электронной образовательной платформе КОУМЦ все обучающиеся успешно прошли промежуточную аттестацию в форме теста.
Ст. методист отдела по образованию КОУМЦ Л. В. Арсланова