Версия для слабовидящих

Курсы повышения квалификации для специалистов отрасли «Культура».

Тема: «Обеспечение доступности  услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Дата проведения: 27  февраля – 02 марта  2017  г.  

Цель курсов: оказание психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ  и детей-инвалидов, обучающихся в условиях  дополнительных и общеобразовательных  учреждений, посещающих организации дополнительного образования,  отрасли «Культура»; повышение профессиональной компетентности педагогов.  Дать рекомендации, по установлению контактов с   лицами с ОВЗ и помогающие лицам, работающим с данной категорией  организовывать мероприятия с учётом специфики и  индивидуальных особенностей  лиц  с ОВЗ.

Общая продолжительность курсов – 36 часов.

Количество обучившихся – 65 чел.

С  27  февраля – 02 марта  2017  г.   при тесном взаимодействии и сотрудничестве с ОГКУК «Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению» для специалистов отрасли «Культура» состоялись  курсы повышения квалификации  «Обеспечение доступности  услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья». В работе курсов приняли участие  специалисты из 11 муниципальных образований области: Буйского, городского округа г. Галич и Галичского муниципального района, Красносельского, Парфеньевского, Судиславского, Солигаличского, Островского, Кадыйского районов,  г. Костромы и г. Волгореченска. Программа курсов включала в себя теоретические и практические задания. Обучение проходило по нескольким образовательным модулям:

- «Правовое регулирование обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и малообеспеченных граждан»;

- «Оказание первой медицинской помощи»;

- «Этика общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»;

- «Социокультурная реабилитация в работе с инвалидами в условиях учреждений отрасли «Культура»;

-  «Обеспечение безопасности на объектах отрасли «Культура»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ: приемы и технологии диагностики, коррекции и социализации»;

- «Психолого-педагогические особенности детей-инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Технологии проведения массовых мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Любительские объединения и клубы по интересам как форма организации содержательного досуга»;

- «Разнообразие библиотечных форм работы с читателями с  ограниченными возможностями здоровья  на примере инвалидов по зрению» и др.

 

С докладом по правовому регулированию  обеспечения доступной среды жизнедеятельности инвалидов и малообеспеченных граждан, а также анализу действующих документов и  обзору обновлений законодательства перед слушателями выступила Быстрова Наталья Филлиповна,  начальник отдела по делам ветеранов и инвалидов департамента  по труду и социальной защите населения Костромской области.  

Занятие по теме   «Социокультурная реабилитация в работе с инвалидами в условиях учреждений отрасли «Культура» провела    Веричева Ольга Николаевна,  кандидат педагогических наук, доцент,  педагог кафедры социальной работы  Костромского государственного университета. Перед участниками курсов была поставлена задача - для эффективной социокультурной реабилитации инвалидов, необходим план, при составлении которого вместе с интересами учитываются пол, возраст, социальный статус, мобильность целевой аудитории, коллективное участие в праздниках – светских и религиозных. И, конечно же, при социокультурной реабилитации необходим постоянный контакт, отклики инвалидов на предпринимаемые меры, их реакция, которую можно увидеть, при анализе анкет, обратной связи, заполняемых после окончания реабилитационных мероприятий. Было подытожено, что социокультурная реабилитация расширяет коммуникативное пространство инвалидов, помогает в осознании своего союза с другими членами общества, приобщает к  различным общественным мероприятиям, т.е. способствует интеграции лиц с инвалидностью в общество.

Практическое занятие по организации и оказанию первой медицинской помощи для обучающихся провели  сотрудники ОГБУЗ «Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф». Слушатели курсов отрабатывали практические навыки оказания первой медицинской помощи  при таких неотложных состояниях, как ушибы, кровотечения, попадание инородного тела в дыхательные пути, при тепловых и солнечных ударах, ожогах и отморожениях, поражениях электрическим током, переломах и вывихах, кровотечениях, укусах и ужалениях, а также навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, что и составило главную задачу данной темы курсов.

По теме «Психолого-педагогические особенности детей-инвалидов  и лиц с ОВЗ» выступила Смирнова Юлия Евгеньевна, педагог-психолог,  заведующий отделом ОГКУ  «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Участники обсуждали профилактику отклонений в развитии у детей раннего возраста, рассматривали психолого-педагогические особенности детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Для специалистов  и педагогов, работающих с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья» были даны рекомендации,  рассмотрены  содержание, методы и приемы работы с родителями ребенка-инвалида. Подытоживая свое выступление, Юлия Евгеньевна акцентировала  внимание слушателей на  одну из главных задач в работе с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ - это создавать условия, в которых каждый, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы.

Сусоева Ирина Вячеславовна, кандидат технических наук, старший преподаватель Костромского государственного университета в рамках выступления   «Обеспечение безопасности на объектах отрасли «Культура» познакомила участников  с основными нормативными документами по пожарной безопасности, с правилами противопожарного режима,  а также представила примерную инструкцию о мерах пожарной безопасности в учреждениях культуры. 

Заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Костромского государственного университета Куфтяк Елена Владимировна раскрыла тему «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ: приемы и технологии диагностики, коррекции и социализации» и,  обобщая  итог занятия: психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.

Целый блок мероприятий подготовили сотрудники ОГКУК «Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению». Стоит отметить, что площадка для семинара  – БЦКПИР  – была выбрана не случайно. Это больше чем библиотека в классическом понимании ее значения: выполняется библиотечное  и информационное обслуживание инвалидов по зрению всего региона, на сцене БЦКПИР проходят праздники, конкурсы, региональные фестивали, а также массовые мероприятия  для людей с ограниченными возможностями здоровья, работают клубы по интересам, коллективы художественной самодеятельности. Сотрудники библиотеки-центра  творчески осваивают все новое и передовое, создают комфортную среду для самореализации и всестороннего развития своих читателей, развивают партнерство с профессиональными и общественными организациями, участвуют в реализации проектов и программ, нацеленных на повышение качества информационно-библиотечного обслуживания. С обучающими лекциями выступили:

-  «Чтобы общение было комфортным: правила и приёмы общения с незрячими людьми» практическое занятие провела  - Новикова Ольга Ивановна,  методист;

- «Литература специальных форматов и возможности ее использования в муниципальных библиотеках» - тема выступления Старковой Наталья Рудольфовна,  заведующий отделом обслуживания;

-  «Разнообразие библиотечных форм работы с читателями с  ОВЗ  на примере инвалидов по зрению» - Абросимова Надежда Владимировна, главный библиотекарь;

-  «Использование инновационных форм работы в библиотечном обслуживании социально-незащищенной категории пользователей»  - Благова Ольга Геннадьевна, главный библиотекарь;

- «Организация обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг» - Петрова Ольга Алексеевна, директор;

- «Праздник, доступный всем: массовые мероприятия с участием лиц ОВЗ»  - Жаворонкова Ирина Владимировна, режиссер массовых мероприятий;

- «Технологии проведения массовых мероприятий для людей ОВЗ. Любительские объединения и клубы по интересам как форма организации содержательного досуга» - Белова Зоя Витальевна, заведующий отделом по досугу и творчеству.

Подводя итоги курсов, слушатели отметили актуальность и необходимость предложенных лекционных тем. Материал полезный, нужный, излагался доступно, грамотно и интересно. Педагоги постаралась донести до слушателей  важность представленных лекций, обсуждаемые вопросы были довольно разнообразны, но  являлись актуальными и необходимыми. По итогам обучения слушателям курсов повышения квалификации было предложено  выполнить выпускную работу в форме тестовых заданий.

Анализ мониторинга показал, что  среди наиболее актуальных причин, побудивших придти на курсы повышения квалификации, выделяется направление руководства (69,4%). Следует отметить, что показатель «Потребность в повышении уровня профессиональной компетентности» составил 49,1%.  Значение показателя «Потребность в повышении уровня профессиональной компетентности»  составила (33,5%).  Необходимо отметить тот факт, что показатель «Тематика курсовой подготовки», составил 9,8%. Показатели, связанные с необходимостью прохождения курсов и необходимостью аттестации составили 3,5%  и 2,9% соответственно. Достаточно высокая внешняя мотивация («направление руководства») вероятно, может быть связана с «новизной» внедряемых программ в образовательный процесс, однако следует отметить рост показателей, связанных с внутренней мотивацией, что свидетельствует о высоком интересе слушателей к данным курсам.

Наиболее предпочтительная организационная форма проведения курсов повышения квалификации – практические занятия, направленные на организацию способов деятельности (52%). Однако следует отметить, что традиционные формы обучения достаточно популярны: лекционные занятие,  а также изучение практического опыта в организациях дополнительного образования и в отрасли Культура» (круглые столы по обмену опытом, открытый урок, открытое мероприятие (42,6%).  Разработка и проведение семинаров, творческих  мастерских, мастер-классов,  открытых занятий с целью освоения современных теорий и технологий  (26%). Следует обратить внимание на тот факт, что слушатели испытывают потребность в практических занятиях по изучаемому направлению. Чуть больше четверти слушателей готовы проходить обучение в дистанционной форме, хотя в списке слушателей  представлены участники не только из Костромской области. Таким образом можно сделать вывод о том, что большинству слушателей требуются практические занятия в очной форме. Эти данные подтверждаются комментариями в выходящей диагностике. Анализ данных, полученных в ходе выходящей диагностики, показывает, что более 90% слушателей удовлетворены как образовательным процессом, так и реализацией своих ожиданий. Незначительная часть слушателей, в коментариях указывали на то, что содержание курсов позволит по новому оценить качество своей  работы.

Предложения, пожелания, отзывы:

-   посещение образовательных учреждений, где обучаются дети с ОВЗ  не только области, но и других регионов;

- увеличить преподавательский состав.

 

© 2011-2016 ОГБОУ ДПОC «Костромской областной учебно-методический центр»

Проект при поддержке компании RU-CENTER  
JSN Decor template designed by JoomlaShine.com